Созревая к началу младшего школьного возраста, внутренняя жизнь позволяет ребенку осознать свою «непрозрачность» для других.
Это позволяет ему выстраивать собственное психологическое пространство и «пробовать себя» в разных ролях.
Формирование личности ребенка в значительной степени зависит от того, как сложатся отношения между его реальными достижениями и самооценкой с одной стороны и что у него получится на самом деле – с другой. А эти отношения могут сложиться по-разному. Желание добиться успеха, признания общества может оказаться намного выше предоставленных ему возможностей, и тогда, в процессе развития, он не реализует своих возможностей. Может случиться и так, что родители, по своему видению, установят сценарии реализации жизненного пути во всем, в том числе и чем заниматься и кем становиться - что приводит к большим потрясениям. Отказ от стремления выразить свой путь приводит к интенсивному образованию различных фобий, желание войти в противоречие с людьми и обстоятельствами, неспособность преодолевать препятствия, приспособиться к жизни на уровне комплексов и подсознательных установок. В таких случаях, как правило, собственный опыт, оценка других людей рано или поздно перестроят самооценку и притязания ребенка, приведут их в соответствие с реальными возможностями, сознательным стремлением обрести свободу от влияния родителей. Возможно, родители хотят, чтобы их в будущем ребенок стал юристом, врачом, нефтяником, исходя из своих побуждений и возможностей, сами того не осознавая, что это не его путь и у судьбы совсем другие планы.
Задача родителей - выявить любыми способами, что для ребенка в будущем будет хорошо, а что плохо, тем самым помощь ребенку реализоваться и проявить свои способности.
Помощь маленькому человеку в начале пути гораздо важнее, чем исправлять ошибки родителей всю оставшуюся жизнь.
Сегодня приоритетными задачами воспитания для родителей является создание глубоко развитой личности, способной к адаптации в реалиях современного социума. Воспитание детей, вне зависимости от возраста, имеет огромное значение в последующем становлении как личности и решающим образом сказывается на формировании системы отношений к окружающей действительности, к другим людям, к обучению и связанным с ним обязанностями, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей.
Этот период становления является переломным моментом в жизни ребенка, поскольку строится фундамент его жизни. Правильная закладка моральных ценностей и жизненных установок принесут ребенку в будущем крепкую основу его благополучия.
Характер школьника отличается некоторыми особенностями: склонностью незамедлительно действовать под влиянием сверстников, непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам не подумав, не взвесив всех обстоятельств. Задача родителей правильно расставить ориентиры и предоставить ему наиболее успешный во всех планах путь.